Статья 11417

Название статьи

ИСТОРИКО-ГЕОГРАФИЧЕСКИЙ АСПЕКТ РАЗВИТИЯ АВТОМОБИЛЬНОГО ТРАНСПОРТА В ПЕНЗЕНСКОЙ ОБЛАСТИ 

Авторы

Симакова Наталья Анатольевна, кандидат географических наук, доцент, кафедра географии, Пензенский государственный университет (Россия, г. Пенза, ул. Красная, 40), simakovanat@mail.ru
Артемова Серафима Николаевна, кандидат географических наук, доцент, кафедра географии, Пензенский государственный университет (Россия, г. Пенза, ул. Красная, 40), art-serafima@yandex.ru
Вдовина Элла Леонидовна, кандидат географических наук, доцент, кафедра географии, Пензенский государственный университет (Россия, г. Пенза, ул. Красная, 40), velv2015@yandex.ru

Индекс УДК

911.3

DOI

10.21685/2307-9150-2017-4-11

Аннотация

Актуальность и цели. Транспортная система Пензенской области формируется на протяжении длительной истории хозяйственного освоения территории и играет важную роль в развитии экономики региона. Современный этап хозяйственного освоения территории Пензенской области характеризуется экономическими и экологическими проблемами. Развитие транспортной системы должно идти по пути совершенствования и способствовать устойчивому развитию региона в целом. Настоящая работа посвящена пространственно-временному анализу автомобильной транспортной сети в рамках географического прогнозирования развития Пензенской области.
Материалы и методы. В основу исследования положены результаты анализа первичных статистических данных территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Пензенской области. Для определения обеспеченности дорогами был использован коэффициент Энгеля.
Результаты. Анализ статистических данных позволил выявить основные факторы пространственной дифференциации транспортной системы Пензенской области и порайонные различия в протяженности и густоте (плотности) транспортных путей. Был рассчитан коэффициент обеспеченности автомобильными дорогами с твердым покрытием отдельных районов области и проведена их классификация по степени обеспеченности автомобильными дорогами.
Выводы. Исследование позволило выявить, что для административных районов Пензенской области характерны значительные территориальные различия в обеспеченности транспортными путями. Анализ динамики обеспеченности автомобильными дорогами с твердым покрытием показал, что с 2010 по 2016 г. во всех районах области он увеличился, что является положительной тенденцией. Причем коэффициент, рассчитанный с учетом численности сельского населения, практически во всех районах выше коэффициента, рассчитанного с учетом общей численности населения.

Ключевые слова

транспортный комплекс, производственная и социальная инфраструктура, густота (плотность) автомобильных дорог, коэффициент обеспеченности автомобильными дорогами

 

 Скачать статью в формате PDF

Список литературы

1. Космачев, К. П. Новые подходы к совершенствованию информационной основы процесса освоения / К. П. Космачев // Теория хозяйственного освоения. – Иркутск, 1979. – С. 5–30.
2. Култашев, Н. Б. Теоретические представления о процессе освоения территории / Н. Б. Култашев // Вестник Московского университета. Сер. 5, География. – 1983. – № 4. – С. 22–28.
3. Берозашвили, Г. У. Методика географического изучения транспорта агропромышленного района / Г. У. Берозашвили // Известия АН СССР. Серия географическая. – 1990. – № 5.
4. Семина, И. А. Типология транспортных систем регионов России депрессивного типа / И. А. Семина // Известия Российской академии наук. Серия географическая. – 2015. – № 2. – С. 52–63.
5. Симакова, Н. А. Региональные особенности транспорта Пензенской области в составе транспортного комплекса Приволжского федерального округа / Н. А. Симакова // Известия Пензенского государственного педагогического университета им. В. Г. Белинского. Естественные науки. – 2009. – № 14 (18). – С. 118–122.
6. Географический атлас Пензенской области. Природа. Население. Хозяйство. Культура. – Пенза : Облиздат, 2005. – 60с.
7. Пензенская область. Основные показатели развития с 2000 по 2015 г. : комплексный стат. сб. – Пенза : Пензастат, 2016. – 530 c.
8. Симакова, Н. А. Территориальная дифференциация транспортной освоенности Пензенской области / Н. А. Симакова, Д. В. Колыганов // Российская глубинка – модели и методы изучения : сб. ст. / сост.: Т. А. Корнилова, Е. П. Олешкевич;
под ред. С. С. Артоболевского. – М. : Эслан, 2012. – С. 296–307.
9. Семина, И. А. Пространственное разнообразие в развитии регионального транспорта: прошлое, настоящее, будущее / И. А. Семина // Разнообразие как фактор и условие территориального развития : сб. ст. / сост.: Т. А. Корнилова, Е. П. Олешкевич ; под ред. С. С. Артоболевского, В. Н. Стрелецкого. – М. : Эслан, 2014. – Ч. II. – Гл. 4–6. – С. 39–59.

 

Дата создания: 07.02.2018 10:44
Дата обновления: 03.05.2018 10:17